Государственные закупки активизируют цепочки поставок, предоставляя товары, услуги и строительные проекты, чтобы обеспечить предоставление государственных услуг, таких как здравоохранение, оборона, безопасность, транспорт и образование. Его экономическое воздействие является существенным, составляя в среднем 12% валового внутреннего продукта страны с еще большим климатическим воздействием. Посмотрите тендер сайт — многофункциональную систему поиска госзакупок.
Во многих странах государственные закупки используются государственными организациями, а также другими регулируемыми неправительственными организациями, такими как коммунальные предприятия и лицензированные поставщики медицинских услуг. Глядя на междисциплинарный массив исследований, мы можем определить четыре отличительные стратегические цели, которые государственные организации должны преследовать при принятии решений о закупках:
- Достижение оптимального соотношения цены и качества.
- Обеспечение подотчетности и честности.
- Продвижение экономической, социальной и экологической ответственности.
- Эффективное и результативное заключение контрактов.
Из-за этих широких целей государственные закупки должны — по сравнению с частными закупками — соответствовать формальным, регулируемым процессам для обеспечения прозрачности, объективности, пропорциональности, недискриминационного равного обращения, подотчетности и подтверждения эффективности затрат. Кроме того, в то время как частные закупки часто связаны с диадическими отношениями покупатель-поставщик, государственные закупщики чаще покупают для и от имени граждан, что порождает управление тройственными отношениями закупок с поставщиками, правительствами и гражданами.
Особенно в странах, где государственные расходы на товары и услуги составляют значительный процент от общих годовых расходов, государственные закупки вызвали критику за неэффективность при заключении контрактов с поставщиками, а также за чрезмерную бюрократичность в управлении коммуникациями и отношениями с поставщиками, что отбивает у частных компаний (например, малых и средних предприятий) охоту взаимодействовать с государственным сектором. Это представляет собой проблему, особенно если учесть, что эффективность предоставления государственных услуг (т. е. эффективность, действенность, подотчетность и прозрачность) тесно связана с эффективностью закупок.
По этим причинам в последние годы несколько стран мира запустили стратегические инициативы в области государственных закупок, чтобы сместить акцент с закупок, основанных на цене, на закупки, основанные на стоимости, чтобы ограничить чрезмерное внимание к снижению затрат при закупках критически важных и стратегических товаров. Контракты с поставщиками, основанные на результатах, также принимаются государственными организациями на различных уровнях власти.
Однако, несмотря на внедрение стратегических инструментов государственных закупок в таких областях, как устойчивость и инновации, а также рост их использования, недавняя пандемия и климатический кризис выдвинули на первый план признание того, что государственные закупки должны более эффективно учитывать долгосрочные цели.
В этом направлении общественные организации разного уровня работают над перестройкой своих систем закупок и усилением своих управленческих возможностей. Среди возможных областей улучшения более стратегическое управление отношениями с внешними поставщиками должно быть в числе приоритетов государственного управления. Кроме того, растет осознание необходимости более сильных компетенций в цепочке поставок, а также для подготовки к будущим кризисам и смягчения их последствий. Отсутствие адекватных компетенций, процессов и практик, по сути, являются ключевыми барьерами, которые мешают «лучшим в своем классе» поставщикам взаимодействовать с государственными организациями.